FANDOM

Родился в украинорусской православной крестьянской казацкой семье в местечке Брусилов Радомышльского уезда Киевской губернии Российской империи. Прадед по отцу из силезских немцев, приехавших на Украину в первой половине XIX века. Остальные предки из простых, коренных украинорусских казаков-гречкосеев Правобережной Украины.

Из личных воспоминаний:

"Я родился в 1912 году, село Брусилов, Коростышевского района, Житомирской области в семье крестьянина-бедняка.

По окончании педагогического техникума в городе Коростышеве в 1929 году в связи с трудностями (начинающийся голодомор) выехал в Россию. Прибыл в Ртыщево (Саратов). Устроился в Ртыщевском р-не в селе Малиновка работать в школе. Ввиду отсутствия жилья жил в подсобке сторожа школы. По окончании учебного года уехал в г.Киров(Вятка). Устроился в селе Боровица преподавателем в школе.

В этом же году(1930) призван в Красную армию. Направлен в г.Калинин(Тверь) в 48 артилерийский полк(полковник Недосека), 48-я стрелковая дивизия. Служил в отделении радиосвязи полка.

В 1934 демобилизовался и уехал в Москву. Про это период своей жизни вспоминал мало, сведения очень скудные. Устроился в р-не Лефортова электриком студенческих общежитий, вроде-бы устроится ему помог односельчанин, друг детства. Жил в бараках. Потом устроился в р-не Москвы Семеновская застава,ул Гамяновская в студобщежитии в должности електрика и начальника радиоузла.Жил в радиоузле, в обязанности входило обеспечивать связь, остальное время посвящал самообразованию, прочитал много книг, судя по всему именно в этот период приобрел большинство знаний по физике, технике и электротехнике, сослуживших ему потом хорошую службу и позволившие стать инженером. Возможно даже был студентом (или посещал лекции) МЭИ. Также возможно в этот период имел роман или даже был женат с дочерью какого-то военного чина, позже репрессированного, с которой возможно был сын.

В 1937 призван райвоенкоматом р-на Семеновская застава на Халхингол в Монголию для войны с японцами, в т.ч. судя по воспоминаниям принимал участие в военных действиях на озере Хасан. Воевал в качестве артиллериста, в т.ч. артиллериста-расчетчика(?) (в обязанности входило производить необходимые расчеты при стрельбе).

Вернулся в 1939 году в Москву на старое место работы. (по другим данным - зимой 1940).

В июне 1941 призван в Ленинград, в район Владейного поля. В связи с окружением Ленинграда направлен на Мурманский участок фронта, под Мурманский порт. Остановились на станции Лоухи недалеко от Мурманска (вероятно в это время находился в составе 222 сапёрного батальона 88-й стрелковой дивизии, см. http://www.rkka.ru/handbook/guard/23gvsd.htm).Там велись работы по сооружению ДОТ'ов и ДЗОТ'ов. Был контужен.

Только прибыли на станцию Лоухи и началась разгрузка - сразу же налёт авиации. Кто успел - добежал до деревьев, кто не успел - попадали на землю.

В начале ноября 1941 г. немецкое командование предприняло наступательную операцию в направлении Кестеньга на северном берегу Топ-Озеро (Карело-Финская АССР), станция Лоухи (юго-западнее Кандалакша), поставив целью перерезать железную дорогу Мурманск — Ленинград (на схеме нет).

Наступление имело оперативное значение, так как захватом станции Лоухи противник лишил бы нашу страну железнодорожного сообщения с Мурманском через Кандалакша и Архангельск. Этим самым могли быть созданы большие трудности в обеспечении всем необходимым наших войск и Северного Флота и в сообщении Советского Союза с внешним миром через север.

Из воспоминаний о 88 стрелковой дивизии, защищавшей станцию Лоухи, найденных в Сети:

В ночь на 1 ноября 1941 г. противник после сильной артиллерийской подготовки прорвал оборону 88-й стрелковой дивизии и начал развивать наступление вдоль шоссе на восток.

Впервые на Карельском фронте противник применил массированные удары авиации по переднему краю. 40 бомбардировщиков сделали по два вылета.

12 ноября начальник штаба 88-й сд С. П. Перков записал: «Сегодня жуткий день... Нужно сказать, что части дерутся героически. Я еще не видел такой стойкости, такого героизма..."

В этой критической обстановке командование Карельского фронта принимает решение срочно перебросить из под Мурманска на Лоухско-Кестеньгское направление испытанную в боях 186-ю стрелковую, которая и здесь показала чудеса храбрости.Уже в первый день нашего контрнаступления "Полярники" овладели несколькими опорными пунктами врага.

Находясь на направлении главного удара, совместно с воинами 88-й стрелковой дивизии, 186-я стрелковая дивизия сумела не только остановить продвижение врага к станции Лоухи, сорвать его планы, но и отбросить неприятеля на 14-15 км. Перерезать Кировскую железную дорогу, выйти к Белому морю и блокировать Мурманск немцам так и не удалось.

http://mos-art.livejournal.com/175909.html

65 лет назад 88-я стрелковая дивизия, сформированная в основном из северян, стала 23-й гвардейской. В ее честь названа одна из улиц Архангельска.

Летом 1941 года, не сумев захватить Мурманск с ходу, немцы ударили южнее, на Кандалакшу и на станцию Лоухи. Для фашистского командования было очень заманчиво выйти на железную дорогу и на берег Белого моря, это было бы свидетельством реальности плана «Барбаросса», нацеленного на линию Архангельск - Астрахань. Для нашего фронта в Карелии и на Кольском полуострове, для Северного флота, для Мурманска, для Архангельска это было бы катастрофой!

Превосходящими силами заняв Кестеньгу, немцы и финны устремились на Лоухи, весь смысл наступления заключался в овладении шоссе Лоухи - Кестеньга, тогда простой грунтовой дорогой, параллельно которой шла еще лесовозная железнодорожная ветка. Пограничники и отдельная стрелковая бригада не могли сдержать врага.

Положение сложилось более чем критическое. Когда Сталину доложили о нем, он спросил: «Что у нас там есть поблизости?» Ему ответили: «В Архангельске 88-я стрелковая дивизия, кадровая, укомплектованная, вооруженная. Некоторые ее части имеют боевой опыт в войне с Финляндией».

3 августа 1941 года 88-я стрелковая дивизия получила приказ любой ценой остановить наступление врага на Лоухи.

12-13 августа дивизия, а это 18 эшелонов, грузилась в вагоны. 13-14 августа вступила в бой. Прямо с колес пошел в него отдельный разведбат и остановил продвижение врага. 13 августа развернулись батальоны 426-го стрелкового полка. 14 августа прибыл штаб дивизии.

Начальник штаба Степан Павлович Перков записал: «15 августа. В 13.30 налет авиации. Сильная бомбежка. Убит командир дивизии генерал-майор Зеленцов».

Так начались жестокие бои 88-й стрелковой дивизии против группировки противника, состоявшей из бригады и двух полков финнов и двух полков немцев, имевших превосходство в вооружении.

Ландшафт от Лоухи в сторону Кестеньги широким, гигантским зеленым ковром раскатан до горизонта и убегает в даль с понижением в сторону Кестеньги, скрывая скалистые гряды, речки и ручьи, болота, многочисленные озера, изрезанные глубоко впадающими заливами, с узкими межозерными перешейками. Здесь все условия для засад, обходов, окружений, внезапных нападений с тыла. Все направлено на то, чтобы овладеть единственной дорогой, на которой сражаются лоб в лоб.

На левом фланге - огромное, как море, Топ-озеро и озеро Кереть, на правом - реки Черная и Елеть, но бои идут повсюду, часто в своем или во вражеском тылу. Изнурительные атаки с огромными потерями, кровавые схватки среди скал и болот, атаки на укрепленные позиции - все это ради того, чтобы овладеть дорогой на Лоухи.

Защитив подступы к Лоухи, отбросив немцев далеко назад, части 88-й стрелковой дивизии уничтожили крупную группировку противника в районе озера Еловое. Так закончилась первая попытка немецко-финских войск перерезать Кировскую железную дорогу. В 88-й дивизии были люди разных возрастов и национальностей, но в основном - архангельские ребята призыва 1939 года. Тогда молодежь была в целом ниже ростом, но, пожалуй, покрепче, умела многое делать руками в крестьянстве, в ремеслах, в технике, а это в армии большой плюс.

В августовско-сентябрьских боях личный состав 426-го, 611-го, 758-го стрелкового полков и 401-й артиллерийский полк показали исключительные примеры мужества, отваги и героизма. Потерпев неудачу в тех боях, немецко-финское командование решило во что бы то ни стало добиться своей цели, занять Лоухи, и взялось сосредоточивать новые войска на этом направлении.

...

О напряженности положения говорит то, что даже штаб дивизии бился в окружении. Бои шли по всей глубине обороны. При бомбежке погиб комиссар дивизии А. М. Мартынов.

12 ноября начальник штаба С. П. Перков записал: «Сегодня жуткий день... Нужно сказать, что части дерутся героически. Я еще не видел такой стойкости, такого героизма...

16 ноября 1941 г. Бои несколько затихли, противник поставленную задачу не выполнил, весь наступательный порыв у него иссяк... Пленные показывают, что настолько велики потери, что вообразить нельзя. В ротах из 180 человек осталось максимум 50, а в большинстве - только 30».

По силам противник превосходил 88-ю стрелковую дивизию в 2,5 раза. Но она удержала занимаемый рубеж, причем в личном составе противник потерял втрое больше, т.е. до 10 тысяч человек.

За три с половиной месяца боев, к концу ноября 1941 года, в 88-й дивизии от 17 тысяч осталось в строю не более 3 тысяч человек. Обескровленную дивизию заменили другими частями и вывели на переформирование. Ее подвиг, беспримерная стойкость, отвага и умение воевать в самых сложных и критических обстоятельствах на одном из опаснейших в начале войны направлений были по достоинству оценены Главным командованием. Приказом Наркома обороны СССР от 17 марта 1942 г. дивизия преобразована в 23-ю гвардейскую.

прим.: о тяжелых условиях на этом участке фронта, особенно для сапёров говорят в частности следущие данные: "к концу ноября 1941 года, в дивизии от 17 тысяч личного состава осталось в строю не более 3 тысяч человек", "22 сапёра погибли при разминировании этого района после войны".

Потом переброшен на Карельский фронт. Очень сильные бои. Командиры бездумно посылающие солдат на верную смерть - к правительственному празднику взять очередную высоту, которую на следующий день всё равно придется отдавать, положив при этом полвзвода. Еда плохого качества - суп-баланда, т.е. фактически вода, где плавает что-то непонятное. Иногда удавалось найти лесные ягоды.

Зимой 1942 года контужен и попал в госпиталь в г.Спасо-Уральск под Свердловском. Около месяца лежал в госпитале ничего не видя и не слыша.

В 1943 году направлен в Москву для переформирования. С Москвы направлен на Урал, на СУГРЭС.В 1943 году уехал оттуда в Усть-Каменогорск, в Алтайский край(Восточный Казахстан).Устроился в рудничном поселке Зыряновске (300км от Усть-Каменогорска, Восточный Казахстан).

C 1 сентября 1943 года по 15 июля 1944 года работал преподавателем физики VIII-IX-X класов средней школы №1 города Зыряновска, Восточно-Казахстанской области. Вероятно там же познакомился со своей женой.

Работал в кинофикации, а потом на золотодобывающем руднике.Наладил акумуляторное хозяйство и пустил гидро-електро станцию.Переброшен на строительство американской електростанции "Питер Лофту, Дайлер и другие ".

К 1945 году електростанция закончена. В 1946 году вместе с семьей уехал в Узбекистан(г.Фергану).В городе Фергана устроился на мельничном комбинате механиком и енергетиком.

Проработал с 1945 по 1951 год. После этого вместе с семьей уехал на Украину в город Киев. Удалось найти работу главным энергетиком на Дарницком мясокомбинате.

В 1953 (или 1954) году перешел работать энергетиком на Киевский радиозавод, где проработал 36 лет.

По воспоминаниям близких, возможно был внебрачный сын в Москве, появился на свет в его бытность студентом в результате связи с женой (или дочерью) военного (вероятно полковника, который позже был репрессирован). В результате этого отправлен на Финскую войну. Был в детдоме в Москве после войны (посещали с Софьей Алоизовной, не забрали из-за плохих жизненных условий, в детдоме были лучше), родился приблизительно в 1938-40 гг.

Закончил войну в звании старшего сержанта, из-за утерянных во время войны документов госпиталя и военных частей статус ветерана войны официально так и не получил.

Во время работы в Казахстане номенклатурными работниками каким-то образом был отнесен в разряд ценных специалистов, по приезде в Киев по воспоминаниям родственников ему сразу предложили пост директора или замдиректора предприятия (его дело следовало за ним), однако он отказался и пошёл работать обычным работником на мясокомбинат, со временем перешёл на радиозавод. Возможно тут сыграло роль то, что он сознательно не хотел вступать в партию, что полностью находило поддержку жены, возможно они боялись, что всплывут данные о том, что они или их родственники подвергались репрессиям в 1930-х годах или просто были научены горьким опытом. В дальнейшем всю жизнь проработал на формально невысоких должностях, однако реально вносил значительный вклад в работу предприятия, был хорошо известен руководящим работником разных уровней, не раз помогая выходить из непростых, порой аварийных ситуаций. Достаточно сказать, что Г.Х. хорошо знал, относился с уважением и приглашал на важные мероприятия сам главный руководитель Топчий, хотя в его подчинении находилось около 30 000 человек (?).

В последние годы жизни почти ничего не видел, наверное дали о себе знать фронтовые контузии производственные травмы. Однако до последних лет жизни продолжал держаться в тонусе, следил за своим здоровьем, ежедневно занимался гимнастикой, принимал витамины и интересовался новинками медицины, в т.ч. фитотерапией.

В качестве одного из основных хобби Григория Харитоновича до конца жизни оставалось изобретательство и рационализаторство. Судя по всему это не раз его отвлекало от грустных мыслей и воспоминаний, а также давало постоянную пищу для ума (подобно тому как для некоторых людей развлечением является разгадывание головоломок или решение кроссвордов), тему для разговоров и являлось одной из причин его жизненного оптимизма. Среди изобретений, над которыми ламал голову до конца жизни и очень хотел запустить их в массовое производство - модель паяльника с улучшенными характеристиками, индукционная печь для бытовых, кухонных целей (напоминает современные малогабаритные кухонные печи по типу микроволновок, однако идея возникла еще до того, как они появились в массовом производстве и продаже во всём мире) и различные, более мелкие и простые усовершенствования.

Патенты Edit

Опубликовано: 15.02.1993. Автор(ы): Роде. Номер патента: 1794607

СОЮЗ СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК . ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАТЕНТНОЕ ВЕДОМСТВО СССР (ГОСПАТЕНТ СССР) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (71) Производственное объединение "Киевский радиозавод" (72) Г. Х. Роде (56) Заливадный Б. С. Сварочное производство, О рациональном конструировании электропаяльников, 1971, М 5. с. 48 в 49. (54) ЭЛЕКТРОПАЯЛЬНИК (57) Использование; для пайки. Устройство содержит корпус из алюминия с нанесенной Предполагаемое изобретение относится к пайке, а точнее к конструкции электропаяльника, и может быть использовано в приборостроительной и других отраслях..

+ + + Edit

Упокой, Боже, казака Твоего Григория и учини его в раю, где лики святых, Господи, и праведники сияют яко светила; усопшие казаки Твои упокой, презирая их все согрешения

Ad blocker interference detected!