FANDOM

Бублик Иван Павлович (1918-1996)

Родился в семье простых украинских сельских христиан села Капустинцы Пирятинского уезда Полтавской губернии, потомков бывших реестровых войсковых казаков и посполитых Войска Запорожского (напр. один из прямых предков - реестровый казак Козелецкой сотни Киевского полка), позже закрепощенных и переведенных в сословие обычных христиан Российской империи, в т.ч. приписанных к экономии графа Румянцева.

Революцию 1917 года в семье восприняли неоднозначно. С одной стороны как возвращение долгожданной воли для всех подданых Российской империи, в частности для Украины и украинцев, с другой стороны как слом привычного жизненного уклада.

Родился в 1918 году, когда село Капустинцы уже входило в состав Украинской Республики, которая как раз пребывала в процессе своего становления. В это время в селе и округе происходил передел земли и становление новых структур народовластия на местах, конфликты между гражданами Республики с этим связанные. Среди родственников и односельчан Ивана многие принимали активное участие во всех этих процессах, в частности поддержали провозглашение Украинской Республики под красными и синежелтыми флагами, сформировали местную ячейку вольного казачества, создали волисполком, принимали участие в борьбе против бандитизма, в борьбе против гетманцев, петлюровцев, деникинцев и большевиков (в зависимости от гражданской и мировоззренческой позиции), в частности в восстании местных селян-партизан против самоуправства деникинщины в 1919 году, закончившегося взятием Переяслава и утверждением народовластия в форме советской власти. В этот период у многих жителей округи идея независимой Украинской Республики вполне уживалась с интернациональной идеей социализма, поддерживаемой большинством граждан, значительную популярность имели украинские коммунисты-боротьбисты (позже объединившиеся с большевиками в КПУ), среди них также были родственники и односельчане Ивана, немало из них за свое членство в партии боротьбистов позже погибли или пострадали в ходе репрессий 1937-1938 гг.

В 1920-1930х гг. родственники и односельчане принимали участие в становлении новых структур советской власти, народовластия под красными флагами на местах. В 1930х множество родственников и односельчан погибли от голода, чуть не половина села. По воспоминаниям родственников, в т.ч. родного брата Якова, люди это связывали в первую очередь с неправильной и преступной политикой руководства страны, предателями, врагами народа у власти, а не с идеями советского народовластия под красными знамёнами как таковыми.

Павел Федотович Бублик, отец Ивана был верующим человеком, будучи неграмотным в жизни добился всего сам, своим собственным трудом, работал шевцом, обшивал сёла всей округи, шил одежду, в первую очередь верхнюю (кожухи, полушубки). Критично относился к безбожию той эпохи, как и все односельчане был свидетелем разрушения сельской церкви в конце 1920х годов. По семейному преданию, именно благодаря трудолюбию и тяжелой работе Павла Федотовича семья (члены семьи проживавшие в Капустинцах) смогли пережить голод. Иван об этом не мог не знать, хотя скорее всего в это время находился на учёбе вне села.

В 1930 году окончил пищевой техникум в Одессе, потом летное училище в Курске. Скорее всего именно в этом период перешел на русский язык, язык учёбы и делопроизводства в обществе Советского Союза, в частности Украинской Республики той эпохи, наравне с украинским.

По воспоминаниям родственников, жена Ивана Мария, когда он приехал с ней в 1930х гг. к родителям в село Капустинцы не понимала "ни слова" на украинском, на котором разговаривали в семье и селе, всё сказанное ей Ивану приходилось постоянно переводить.

Судя по всему именно он (или его брат Данило) спас брата Якова от 1937-1938 гг., когда того, обычного молодого советского сельского интеллигента и учителя местной школы обвинили в "украинском национализме" на том основании, что он преподавал сельским детям в школе предмет на их родном, украинском языке (кстати официальном языке Украинской Республики) а не на русском и вероятно открыто высказывал свои мысли по этому поводу.

Мама Ивана, Елизавета Андреевна, умерла в 1940 году, перед самой войной с еврофашистами 1941-1945 гг.

Принимал участие в войне как работник, заместитель начальника отдела контрразведки СМЕРШ 61 армии. Звания в этот период - капитан, майор, подполковник. Закончил войну в звании подполковника.

В 1947 году, после войны, умер отец Павел Федотович. С этого времени Иван в Капустинцах стал бывать реже, основательно обосновавшись у себя на "новой родине", в городе Орле в Российской Республике, но в целом наведывался достаточно часто (наверное раз в год как минимум), чтобы повидаться с многочисленными родственниками, друзьями и однокласниками. У друзей и родственников о нём сохранились очень хорошие воспоминания как об умном, веселом, компанейском человеке, с которым можно было о многом поговорить, сходить на рыбалку и т.д.

После войны окончил юридический факультет МГУ им. Ломоносова. По воспоминаниям родственников работал военным юристом на аэродроме Курск-Орёл.

Приезжал на родину в родное село к брату Якову и его семье и в Киев к брату Семёну и его семье почти до самой своей смерти. Умер в 1996 году. Похоронен в городе Орёл.

Згадки Edit

+ + + Edit

Упокой, Боже, казака Твоего Ивана и учини его в раю, где лики святых, Господи, и праведники сияют яко светила; усопшие казаки Твои упокой, презирая их все согрешения

Ad blocker interference detected!